Unlimited WordPress themes, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Web Design
  2. Flexbox
Webdesign

Полное руководство по назначению  и изменению order во Flexbox

by
Difficulty:IntermediateLength:MediumLanguages:

Russian (Pусский) translation by Pembelight (you can also view the original English article)

Flexbox позволяет нам размещать флекс-элементы в любом порядке и направлении. Распределение порядка элементов с flexbox проще, чем с помощью float или CSS-сетки, даже если вы с этим не согласны.  Поскольку flexbox - это модель одномерного макета, в отличие от CSS-сетки, которая является двумерной, вам нужно обращать внимание только на одно направление.  W3C четко определелил правила, поэтому вам больше не придется иметь дело с float и clearfix.

В данном уроке вы узнаете, как использовать следующие свойства flexbox для расстановки элементов:

  • flex-direction
  • flex-wrap
  • flex-flow
  • order 

Расстановка  Vs. Перестановка элементов 

Обсуждая тему расстановки flexbox, мы должны прояснить разницу между расстановкой и перестановкой элементов. 

Что такое расстановка?

Когда мы настраиваем макет flexbox, сначала нужно определить исходный порядок, то есть мы должны решить, как позиционируются оси flex контейнера. Я подробно описал flexbox оси в своем уроке по выравниванию flexbox.

Вкратце, каждый flex контейнер имеет две оси: главную и поперечную. Главная ось будет иметь одно из четырех направлений, а поперечная ось всегда перпендикулярна первой:

  1. слева направо
  2. справа налево
  3. сверху вниз
  4. снизу вверх
The cross axis is always perpendicular to the main axis
Поперечная ось всегда перпендикулярна к главной.

Мы устанавливаем главную ось с помощью свойства flex-direction, а затем решаем, как будут ужиматься flex элементы, используя свойство flex-wrap. Эти два свойства определяют, каким образом браузер разместит элементы в flex контейнере.

Так что же такое перестановка элементов?

Flexbox по умолчанию позволяет нам управлять порядком элементов, эффективно их переставляя с помощью свойства order. Перестановка элементов означает, что мы визуально меняем позиционирование элементов, в то время как исходный порядок остается без изменений.

Используя такие возможности flexbox, нам не приходится менять структуру HTML документа только ради его визуального отображения. Таким образом, скринридеры (и поисковые системы) считывают логически структурированный контент (например, боковая панель не имеет приоритета над основным контентом).

Свойство оrder для Flexbox

Порядок элементов во Flexbox происходит со свойствами flex-direction и flex-wrap: flex-direction указывает направление главной оси. Свойство  оrder может принимать следующие значения:

  1. row (по умолчанию) главной оси: слева направо
  2. row-reverse главной оси: справа налево
  3. column главной оси : сверху вниз
  4. column-reverse главной оси: снизу вверх

Flex-wrap определяет, расположены ли flex-элементы в один ряд или в несколько. Он также контролирует направление поперечной оси. Может иметь три значения:

  1. nowrap (по умолчанию) размещает flex-элементы в одну строку; поперечная ось стоит в положении по умолчанию
  2. wrap размещает  flex-элементы в несколько строк; поперечная ось стоит в положении по умолчанию
  3. wrap-reverse размещает  flex-элементы в несколько строк; поперечная ось в обратном порядке

Положение поперечной оси по умолчанию:

  • сверху вниз в случае row и row-reverse
  • слева направо в случае column и column-reverse

В моей предыдущей статье о выравнивании flexbox вы можете найти четыре подробных примера (с демонстрациями) о том, как настроить основную ось в четырех разных направлениях, используя свойство flex-direction. Однако, когда возникает вопрос расстановки элементов во флексбоксе, по моему мнению более важно знать, как совместно использовать свойства flex-direction и flex-wrap для достижения  грамотного исходного кода. 

Пример шорткода

Мы используем простой код, чтобы увидеть, как работает flexbox расстановка элементов. В данном примере HTML состоит из нескольких элементов:

Элемент .container  div будет flex-контейнером, а div с классом .item будут flex-элементами. Мы будем использовать (почти) один и тот же CSS код во всех примерах, только поменяются свойства flex-direction и flex-wrap. Вот как выглядит наш CSS со значениями row и wrap:

Тот же пример в демонстрации на CodePen: 

Расстановка элементов с помощью Row и Column 

Теперь мы действительно дошли до самого интересного! Теоретически понять принцип расстановки элементв с помощью флексбокса не так уж и сложно, но на практике, безусловно, могут возникать проблемы.  Это происходит из-за того, что трудно предугадать, как разные варианты направления flex-direction и flex-wrap комбинируются между собой.

В подключенном ниже примере вы увидите, как макеты flex-direction: row и flex-direction: column взаимодействуют между собой с разными значениями свойства flex-wrap. Используйте выпадающие списки, чтобы увидеть их комбинации.

Как вы видите, когда flex-direction является row, flex-элементы располагаются горизонтально слева направо. Когда вместо wrap мы используем wrap-reverse, flexbox начинает выкладывать элементы снизу вверх, а не наоборот. Это происходит потому, что wrap-reverse меняет направление перпендикулярной оси.

Когда flex-direction это column, элементы располагаются вертикально сверху вниз. И когда мы используем wrap-reverse вместо wrap, flexbox начинает размещать элементы справа (теперь это начальная точка поперечной оси), а не слева.

Расстановка элементов с помощью row-reverse  и column-reverse 

Теперь давайте посмотрим на то, как flexbox размещает элементы, когда flex-direction - это row-reverse и column-reverse.

Как видно из демонстрации выше, в обоих случаях flexbox начинает выкладывать элементы, как и раньше, с начала по главной оси. Главная ось row-reverse проходит справа налево, поэтому flexbox начинает раскладывать элементы справа.  Кроме того, главная ось макета column-reverse проходит снизу вверх, поэтому элементы начинают размещаться снизу вверх flex контейнера.

Когда мы используем flex-wrap: wrap, flexbox начинает размещать элементы со свойством flex-direction: сверху row-reverse, и слева  column-reverse, так как они соответсвенно являются начальными точками поперечной оси.  

Когда мы меняем направление на flex-wrap: wrap-reverse, поперечная ось будет двигаться в противоположном направлении. Она будет размещать элементы при flex-direction снизу вверх row-reverse и справа налево при column-reverse.

Ускорьте процесс с помощью  flex-flow

Также значения flex-direction и flex-wrap могут применяться к одному классному CSS свойству. Оно называется flex-flow. Чтобы его использовать, нам нужно прописать эти два значения вместе, как это сделано ниже:

Перестановка элементов в Flexbox

Пришло время взглянуть на вещи немного по-другому.

Свойство order изменяет порядок по умолчанию для flex-элементов, который мы определяем с помощью flex-direction и flex-flow. Он влияет только на визуальное расположение элементов, но он не влияет на то, как скринридеры и другие пользовательские агенты, не относящиеся к CSS, читают исходный код.

В отличие от свойств, упомянутых ранее, мы используем order для flex элементов, а не flex контейнера. Оно может принимать любое целое значение и его значение по умолчанию равно 0.

В следующем примере .item-3 перемещается в начальную точку главной оси. Поскольку все элементы имеют значение по умолчанию 0, достаточно использовать правило order: -1, чтобы сделать его первым элементом в контейнере:

Вы заметили, что эту же логику можно использовать для перемещения .item-3 к концу главной оси. Для этого нам только нужно назначить положительное значение свойства order.

Конечно, мы можем переставить столько flex элементов, сколько пожелаем (хотя имейте в виду, что перестановка всех элементов, скорее всего, не самое грамотное решение).  Свойства order различных flex элементов  всегда расположены относительно друг к другу. Ниже вы увидете, как можно поменять порядок  нескольких элементов во flex контейнере.

Порядок и доступность

Самое важное - это то, что свойство order не влияет на порядок стилизации, контент и логическую навигацию элементов.  Это значит, что когда мы изменяем порядок наших flex элементов, невизуальные ползователи не заметят изменения. Например, люди, использующие навигацию с помощью клавиатуры, будут по-прежнему перемещаться по ссылкам в исходном порядке.

Такое поведение flexbox может пригодиться в некоторых случаях. Например, можно сделать так называемый «Макет Святого Грааля» доступным с помощью порядка во флексбоксе. Макет Святого Грааля - это популярный макет блога с хедером, футером и двумя боковыми сайдбарами: слева и справа от основного контента.

В HTML коде этого макета мы обычно ставим левый сайдбар перед основным содержимым. Однако с точки зрения доступности пользователи вспомогательных технологий должны в первую очередь знакомиться с основным контентом.   Flexbox с этим справляется идеально. В нашей разметке мы можем разместить основной контент перед двумя боковыми панелями. Затем нам остается только  правильно позиционировать сайдбар и основное содержимое, используя свойство order:

Flexbox & Writing Modes

Все сказанное в этом уроке относится к режиму записи LTR (left to right - слева направо). Оси Flexbox фактически следуют направлению письма документа, которое можно настроить с помощью свойств direction и writing-mode. Вот почему в режиме записи LTR главная ось движется слева направо, когда flex-direction является row. В режиме записи RTL (right to left - справа налево) он работает в противоположном направлении, справа налево, и все остальное меняется соответственно.

Это (Flex) Wrap!

Этот урок был второй частью из моей серии по flexbox. Обязательно прочитайте первую часть о выравнивании flexbox, чтобы узнать, как выровнять flex-элементы вдоль главной и поперечной оси.  Если вы хотите больше узнать о расстановке элементов во flexbox, MDN предлагает очень информативную статью на данную тему.

Узнайте больше

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Unlimited WordPress themes, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Web Design
  2. Flexbox
Webdesign

A Comprehensive Guide to Flexbox Ordering & Reordering

by
Difficulty:IntermediateLength:MediumLanguages:

The flexbox layout module allows us to lay out flex items in any order and direction. Flexbox ordering is, in fact, easier than ordering with floats or CSS grid, even if you might not think so at first. As flexbox is a one-dimensional layout model, as opposed to CSS grid which is two-dimensional, you only have to pay attention to one direction. The rules are also clearly defined by W3C, so you don’t have to deal with the usual mess of floats and clearfixes.

By reading this guide, you’ll learn how to use the following flexbox properties for ordering purposes:

  • flex-direction
  • flex-wrap
  • flex-flow
  • order

Ordering Vs. Reordering

When talking about flexbox ordering, we need to make clear the difference between ordering and reordering

What is Ordering?

When we set up a flexbox layout we first need to define the source order, meaning we have to decide how the axes of the flex container are positioned. I wrote in detail about how flexbox axes work in my guide about flexbox alignment.

In brief, each flex container has two axes: the main axis and the cross axis. The main axis will have one of four directions, and the cross axis will always be perpendicular to that:

  1. left to right
  2. right to left
  3. top to bottom
  4. bottom to top
The cross axis is always perpendicular to the main axis
The cross axis is always perpendicular to the main axis. 

We set up the main axis with the flex-direction property, then we decide how flex items will wrap, using the flex-wrap property. These two properties determine how the browser will lay out the items within the flex container.

So What is Reordering?

Flexbox also lets us manipulate the default source order, effectively reordering, with the help of the order property. Reordering means that we change the visual rendering of the items, while the source order remains intact. 

If we use the reordering capabilities of flexbox, we don’t have to change the HTML document structure just for the sake of visual presentation. So, screen reader users (and search engines) can get the content in a logically structured way (e.g. the sidebar won’t take precedence over the main content). 

Flexbox Ordering

Flexbox ordering happens with the flex-direction and flex-wrap properties. Flex-direction specifies the direction of the main axis. It can take the following values:

  1. row (default) main axis: left to right
  2. row-reverse main axis: right to left
  3. column main axis: top to bottom
  4. column-reverse main axis: bottom to top

Flex-wrap defines if flex items are laid out in a single line or wrap to multiple lines. It also controls the direction of the cross axis. It can have three values:

  1. nowrap (default) lays out flex items in a single line; the cross axis stands in the default position
  2. wrap lays out flex items in multiple lines; the cross axis stands in the default position
  3. wrap-reverse lays out flex items in multiple lines; the cross axis is reversed

The default position of the cross axis is:

  • top to bottom in case of row and row-reverse
  • left to right in case of column and column-reverse

In my previous article about flexbox alignment, you can find four detailed examples (with demos) about how to set up the main axis in four different directions using flex-direction. However, when discussing flexbox ordering, I think it’s more important to know how to use the flex-direction and flex-wrap properties together to achieve the source order we are looking for.

A Quick Code Example

We’ll use a simple code example to see how flexbox ordering works. The HTML here consists of just a few divs:

The .container div will be the flex container and the divs with the .item class will be the flex items. We’ll use (almost) the same CSS in all examples, just the flex-direction and flex-wrap properties will change. Here’s how our CSS looks with the row and wrap values:

Here’s the same example in a CodePen demo:

Ordering With Row and Column

Now, we’ve reached the really interesting part! It’s not too difficult to understand flexbox ordering in theory, but using it in practice can certainly be a challenge. This happens because it’s difficult to see how different variations of flex-direction and flex-wrap compare to each other.

In the embedded pen below, you can see how the flex-direction: row and flex-direction: column layouts work together with different values of the flex-wrap property. Use the form controls to see different combinations.

As you can see, when flex-direction is row, flex items are laid out horizontally, from left to right. When we use wrap-reverse instead of wrap, flexbox starts laying out the items from the bottom, instead of from the top. This happens because wrap-reverse reverses the direction of the cross axis.

When flex-direction is column, items are laid out vertically, from top to bottom. And, when we use wrap-reverse instead of wrap, flexbox starts laying out the items from the right (now this is the starting point of the cross axis), instead of from the left.

Ordering With row-reverse and column-reverse

Now, let’s have a look at how flexbox lays out items when flex-direction is row-reverse and column-reverse.

As you can see in the demo above, flexbox starts laying out the items from the start of the main axis in both cases, just like before. The main axis of the row-reverse layout runs from right to left, so flexbox starts laying out the items from the right. And, the main axis of the column-reverse layout runs from bottom to top, so items start to flow from the bottom of the flex container.

When we use flex-wrap: wrap, flexbox starts to wrap the items from the top when flex-direction is row-reverse and from the left when it’s column-reverse, as these are the starting points of the cross axis in the respective cases.

When we flip the wrapping direction to flex-wrap: wrap-reverse, the cross axis will run in the opposite direction. It will point from bottom to top when flex-direction is row-reverse, and from right to left when it’s column-reverse.

Speed Things Up With the flex-flow Shorthand

CSS also has a cool shorthand for the flex-direction and flex-wrap properties. It’s called flex-flow. To use it, we need to list the two properties after each other in the following way:

Flexbox Reordering

It’s time to look at things a little differently. 

The order property changes the default ordering of flex items that we define with flex-direction and flex-flow. It only affects the visual rendering of the items, so it doesn’t affect the way how screen readers and other non-CSS user agents read the source code.

As opposed to the properties mentioned before, we use order on the flex items, instead of the flex container. It can take any integer value, and its default value is 0.

The following example moves .item-3 to the starting point of the main axis. As all items have 0 as default value, it’s enough to use the order: -1 rule to make it the first item within the container:

You’ll notice that we can use the same logic to move .item-3 to the end of the main axis. We only need to define a positive order value for it.

Of course, we can reorder as many of these flex items as we wish (though keep in mind that reordering everything probably isn’t the most accessibility-friendly decision ever). The order properties of the different flex items are always relative to each other. Below, you can see how to reorder multiple items within the flex container.

Ordering and Accessibility

The most important thing to understand about all this is that the order property doesn’t affect the painting, speech, and sequential navigation orders. This means that when we modify the order of our flex items, users of non-visual media won’t experience the changes. For example, people relying on keyboard navigation will still move through the links in the original source order.

This flexbox behavior can come in handy in some cases. For instance, it’s possible to make the so-called “Holy Grail Layout” accessible with the help of flexbox ordering. The Holy Grail Layout is the popular blog layout with a header, a footer, and two sidebars: one on the left and one on the right of the main content. 

In this layout, we usually put the left sidebar before the main content in the HTML code. However, from the point of view of accessibility, users of assistive technologies should encounter the main content first. Flexbox is perfect for this. We can place the main content before the two sidebars in our markup. Then, we only need to put the sidebar and the main content into the correct position using the order property:

Flexbox & Writing Modes

Everything said in this tutorial applies to the LTR (left to right) writing mode. Flexbox axes actually follow the document’s writing direction, which can be set up with the direction and writing-mode properties. This is why in LTR writing mode, the main axis runs from left to right when flex-direction is row. In RTL writing mode it runs in the opposite direction, from right to left, and everything else changes accordingly.

That’s a (Flex) Wrap!

This tutorial was the second part of my flexbox series. Make sure you read the first part about flexbox alignment, to learn how to align flex items along the main and cross axes. If you want to know more about flexbox ordering, MDN has a very informative article on the subject as well. 

Learn More

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.